![]() |
![]() |
Костромское областное отделение ВДПО |
Скачать эту публикацию в оригинале в формате PDF.
В Российской Федерации большое количество сельских населённых пунктов, время прибытия первого подразделе-ния в которые превышает максимально допустимые значения (20 минут), установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях по-жарной безопасности». Остро стоит вопрос организации ту-шения пожаров в сельской местности.
Создание подразделений профессиональной пожарной охраны с целью обеспечения противопожарной защиты дан-ных населённых пунктов потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий-ской Федерации и муниципальных образований.
Зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональ-ным средством противопожарной защиты в этом случае яв-ляется организация добровольной пожарной охраны (далее - ДПО).
ДПО за рубежом имеет исторические корни, националь-ные особенности и традиции. Вместе с тем, во всех странах она создана с целью объединения усилий граждан (непрофес-сионалов) для борьбы с пожарами.
Информация об основных характеристиках доброволь-ной пожарной охраны развитых стран мира приведена в та-блице.
Страна |
Числен- |
Льготы и социальные га- |
Моральное стимули- |
Режим несения службы добро- |
|||||
|
ность |
рантии добровольным по- |
рование добровольных |
|
вольными пожарными |
||||
|
ДПО тыс. |
жарным |
пожарных |
|
|
||||
|
чел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
США |
827 |
Льготы и социальные гаран- |
Общественная благодар- |
Суточное несение дежурства с |
|||||
|
|
тии устанавливаются орга- |
ность и поддержка, пре- |
графиком работы: 1 сутки де- |
|||||
|
|
нами местного самоуправ- |
стижность |
профессии. |
журство, 3 -отдых. В месяц ко- |
||||
|
|
ления. |
|
|
Бесплатная |
выдача об- |
личество дежурств составляет |
||
|
|
Выход на пенсию после 20- |
мундирования органами |
порядка 6 -7 ед. |
|||||
|
|
ти лет службы в ДПО или |
местного |
самоуправле- |
Пожарные находятся на основ- |
||||
|
|
при 5 годах службы и до- |
ния. Участие в Ассоци- |
ном рабочем месте или в пре- |
|||||
|
|
стижения 50-летнего воз- |
ациях, форумах, клубах |
делах защищаемой территории. |
|||||
|
|
раста. |
|
|
ДПО. |
|
|
Учет времени дежурства ведет- |
|
|
|
Возмещение до 5 тыс. дол- |
За активную |
работу и |
ся диспетчером пожарной ча- |
||||
|
|
ларов в год затрат на лече- |
ликвидацию |
послед- |
сти. Данные о времени дежур- |
||||
|
|
ние. |
|
|
ствий социально значи- |
ства и боевой работе передают- |
|||
|
|
Бесплатная |
стоматологиче- |
мых ЧС органы местно- |
ся |
руководству по основному |
|||
|
|
ская помощь, |
компенсации |
го самоуправления на- |
месту работы. |
||||
|
|
до 5 тыс. долларов в год на |
граждают отличившихся |
Обязательность выхода на дежур- |
|||||
|
|
ребенка за детский сад. Пре- |
пожарных |
премиями и |
ство обеспечивается договорны- |
||||
|
|
доставление |
дополнитель- |
ценными подарками. |
ми отношениями между добро- |
||||
|
|
ных отпусков до 15 дней - за |
|
|
|
вольным пожарным и работода- |
|||
|
|
дежурства |
в |
праздничные |
|
|
|
телем по основному месту рабо- |
|
|
|
дни, и в зависимости от ста- |
|
|
|
ты. |
Отсутствие на работе по ува- |
||
|
|
жа службы. |
|
|
|
|
|
жительным причинам дублирует- |
|
|
|
Страхование на случай гибе- |
|
|
|
ся из резервного состава. |
|||
|
|
ли, травмирования или по- |
|
|
|
Добровольный пожарный являет- |
|||
|
|
лучения инвалидности. |
|
|
|
ся членом Ассоциаций и союзов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ДПО, которые также ведут учет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
их работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Германия |
1060 |
Льготы и социальные гаран- |
Моральное стимулирова- |
Суточное несение дежурства с |
|
|||||||
|
|
|
тии устанавливаются органа- |
ние в виде наград (за 25 |
графиком работы: 1 сутки де- |
|
|||||||
|
|
|
ми управления Земель Гер- |
лет безупречной |
служ- |
журство, 3-отдых. В месяц коли- |
|
||||||
|
|
|
мании. |
|
|
|
|
бы, за особые заслуги, за |
чество дежурств составляет по- |
|
|||
|
|
|
Осуществляется |
включе- |
40 лет безупречной служ- |
рядка 6-7 ед. |
|
||||||
|
|
|
ние службы в ДПО в об- |
бы), установление зна- |
Несение дежурства по месту рабо- |
|
|||||||
|
|
|
щий трудовой стаж для на- |
ков отличия, обществен- |
ты, учебы или на дому. |
|
|||||||
|
|
|
значения пенсии. |
В ряде |
ная благодарность, опла- |
Осуществляется прибытие в по- |
|
||||||
|
|
|
Земель существует доплата к |
та членства в ассоциаци- |
жарное депо по вызову. |
|
|||||||
|
|
|
пенсии заслуженным добро- |
ях, союзах и клубах. Бес- |
Учет |
рабочего времени ве- |
|
||||||
|
|
|
вольным пожарным. |
|
платная выдача |
обмун- |
дет диспетчер пожарной части. |
|
|||||
|
|
|
Освобождение от службы в |
дирования, формы и пи- |
Обязательность выхода обеспе- |
|
|||||||
|
|
|
армии при наличии 6-ти лет- |
тания в период службы в |
чивается договором по месту |
|
|||||||
|
|
|
него стажа службы в ДПО. |
ДПО. |
|
|
основной работы. |
|
|||||
|
|
|
Страхование на случай гибе- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
ли, травмирования или полу- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
чения инвалидности. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Получение |
зарплаты |
по |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
основному месту работы за |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
время, проведенное на опе- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
ративной работе и за 10-ти |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
недельный период обучения. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Полная или частичная опла- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
та труда руководящего зве- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
на и основного техническо- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
го персонала (водители, мо- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
тористы, механики). |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Франция |
200 |
Льготы |
и |
социальные |
га- |
Моральное |
стимули- |
Порядок организации службы |
|
|||
|
|
|
рантии |
устанавливаются |
рование в виде наград, |
во многом аналогичен Герма- |
|
||||||
|
|
|
органами местного самоу- |
знаков отличия, обще- |
нии. |
|
|
||||||
|
|
|
правления. |
|
|
|
ственной |
благодарно- |
Несение дежурства по вызо- |
|
|||
|
|
|
Существуют надбавки к |
сти. Бесплатная выдача |
ву в |
расположении пожарного |
|
||||||
|
|
|
пенсии при 20 летнем ста- |
обмундирования, |
пита- |
депо по графику, согласованно- |
|
||||||
|
|
|
же в подразделениях ДПО |
ния в период службы в |
му с руководителем по основно- |
|
|||||||
|
|
|
– 450 евро в год, при 35 го- |
подразделении ДПО. |
му месту работы добровольного |
|
|||||||
|
|
|
дах и более – 1800 в год. |
Предоставление |
от- |
пожарного. |
|
||||||
|
|
|
Оплата участия доброволь- |
пусков в любое |
время |
|
|
|
|||||
|
|
|
цев в спасательных опера- |
года. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
циях (в том числе в туше- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
нии пожаров): руководи- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
тели подразделений -10,49 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
евро в час, командиры от- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
делений -7,5 евро в час, по- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
жарные - 6,7 евро в час. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Получение |
зарплаты |
по |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
основному месту работы за |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
время, проведенное на опе- |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
ративной работе в ДПО. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В большинстве развитых стран ДПО организована на принципах материального стимулирования (полной или ча-стичной оплаты труда) руководящего звена и основного тех-нического персонала (водители, мотористы, механики). Де-ятельность остальных членов ДПО стимулируется льготами, повремённой оплатой труда за выполнение работы по туше-нию пожаров или за время дежурства в пожарном депо. Сле-дует отметить, что практически во всех Европейских государ-ствах и США очень широко применяется моральное стимули-рование добровольных пожарных в виде наград, знаков отли-чия, общественной благодарности.
Особенностью ДПО европейских стран является то, что добровольные пожарные создают общественные объединения (союзы, ассоциации и т.п.) наряду с профессиональными по-жарными и научно-техническими организациями, специали-зирующимися в области разработки и производства пожарной техники и пожарно-технического вооружения.
В Германии принципы организации пожарного до-бровольчества существенно отличаются от принципов орга-низации пожарного добровольчества в России.
В Германии отсутствует федеральный орган управле-ния союзами добровольных пожарных каждой из 16 земель. В каждой земле разработаны и утверждены законодательными органами земель свои законы о добровольной пожарной охра-не. Определён порядок организации пожарной охраны и кон-цепции защиты от техногенных катастроф. Указанные доку-менты могут существенно отличаться по содержанию в зави-симости от финансового состояния той или иной земли Герма-нии. Вместе с тем принципы организации добровольной по-жарной охраны в каждой из земель примерно одинаковы.
Согласно Закону каждая община обязана создать пожарную охрану. В городах с населением свыше 90 тыс. жителей организуются профессиональные пожарные команды наряду с добровольными пожарными дружинами. В городах с насе-лением менее 90 тыс. жителей организуется ДПО, состав ко-торой дополняется штатными работниками для обслуживания центрального диспетчерского пункта связи и обеспечения вы-езда первого пожарного автомобиля. Из всех членов ДПО 80% проживают в сельской местности.
Например, в земле Райнланд-Пфальц общая численность пожарной охраны составляет 62 тысячи человек (в том чис-ле, 60 тысяч человек добровольных пожарных, 1 тысяча про-фессиональных пожарных и 1 тысяча пожарных в объектовых подразделениях пожарной охраны) при численности населе-ния земли 3,5 млн. человек.
Численность каждого подразделения добровольной по-жарной охраны составляет в среднем около 100 человек. Количество подразделений определяется из установленного законом условия о том, что время прибытия оперативного подразделения ДПО на место вызова не должно превышать 8 минут. В Германии отсутствует единый федеральный ре-естр добровольных пожарных и их численность учитывает-ся по каждому подразделению в отдельности.
Создание и содержание оперативных подразделений ДПО является обязанностью местных органов самоуправле-ния. Статьи расходов на содержание оперативных подразде-лений ДПО определяются сметой, которая составляется ру-ководством подразделения и утверждается бургомистром.
Оперативные подразделения ДПО не имеют штатных работников и не наделены правами юридического лица. Не-сение постоянных караулов в пожарных депо не предусматривается. При поступлении вызова на пожар в полицейский участок дежурным диспетчером посылается информация на пейджеры добровольных пожарных, в которой указывается цель вызова, адрес происшествия, перечень специалистов для обслуживания вызова (врачи, водители, водолазы, специали-сты по разбору конструкций и т.п.).
Добровольные пожарные обязаны покинуть место основ-ной работы и прибыть в пожарное депо за время, позволяю-щее выдержать установленный законом норматив в 8 минут.
Добровольные пожарные за время, проведённое на опе-ративной работе по тушению пожаров, и за период обучения получают зарплату по основному месту работы.
В последующем финан-совые затраты работодате-лей на выплату зарплаты добровольным пожарным за время их отсутствия на основной работе компен-сируются из средств мест-ных органов самоуправления. Все добровольные пожарные в обязательном порядке подлежат страхованию на случай гибели, травмирования или получения инвалидности при выполнении оперативной рабо-ты. До 30 % численности оперативных подразделений пожар-ной охраны составляют женщины, которые выполняют ту же работу, что и мужчины (в том числе работают в кислородно-изолирующих противогазах, осуществляют работу на высо-тах, принимают участие в спасении пострадавших).
Кроме того, добровольным пожарным Германии предо-ставляются следующие социальные гарантии и льготы:
Учебный центр одновременно осуществляет подготов-ку 128 человек и работает непрерывно в течение 10 месяцев в году. Учебный центр обеспечен современным оборудовани-ем, имеет различные установки и помещения для тренировок пожарных. На его создание затрачено более 20 млн. долларов США. С 1964 года в стране существует молодёжная пожарная охрана.
В США численность пожарных составляет 1 148 850 человек, из этого числа 321 700 профессиональных пожарных (28 %) и 827 150 пожарных добровольцев (72 %). При этом, наличие подразделений добровольной пожарной охраны ха-рактерно для сельских и загородных поселений. 94 % подразделений добровольной пожарной охраны существуют в насе-лённых пунктах с численностью населения более 2500 чело-век. Около 61 % профессиональных пожарных работают в по-жарных частях, обслуживающих населённые пункты с насе-лением 50 тыс. человек и более. При этом 87 % добровольных пожарных обслуживают районы с населением 10 тыс. человек
Каждый пожарный доброволец должен соответствовать теоретическим и практическим требованиям, предъявляемым государством.
Необходимая техника и снаряжение приобретается по-жарным округом как за счёт налогов, так и за счёт акций по сбору средств или того и другого вместе. Кроме того, Феде-ральное правительство предусматривает субсидии в случае действий на пожаре для поддержки подразделений пожарной охраны (как профессиональной, так и добровольной) на подго-товку, обеспечение оборудованием и специальными програм-мами. В основном, пожарные департаменты готовят и осна-щают оборудованием в соответствии с конкретными рисками, существующими в округе.
Форма одежды и знаки различия определяются местным пожарным округом и варьируются в различных населённых пунктах.
В США нет федеральных законов, регулирующих дея-тельность подразделений добровольной пожарной охраны.
Каждое подразделение пожарной охраны контролирует-ся на местном уровне. Коллегия доверенных лиц устанавли-вает правила работы таких подразделений.
Добровольная пожарная охрана несёт ответственность за тушение пожаров и обеспечение безопасности жизнедеятель-ности населения. В её обязанности входит реагирование на все пожары, дорожно-транспортные происшествия, опасные инциденты и чрезвычайные погодные условия.
Некоторые подразделения ДПО также отвечают за ока-зание медицинской помощи, спасение утопающих.
Количество добровольцев зависит от специфики пожар-ного департамента. В некоторых подразделениях доброволь-ной пожарной охраны работает большое число добровольцев, в то время как в других – совсем небольшое количество. Коли-чество привлекаемых добровольцев также зависит от времени суток и дня недели.
Для привлечения людей в добровольные пожарные в США существует на местном уровне определённая система социальных льгот.
Большинство местных пожарных округов проводят поли-тику страхования добровольцев, но она отличается в различ-ных населённых пунктах.
Социальные, экономические и налоговые льготы отлича-ются в различных населённых пунктах. Так, в штате Мэри-ленд добровольным пожарным в зависимости от стажа рабо-ты в ДПО полагается: бесплатная стоматологическая помощь; компенсация при покупке очков или контактных линз; возмещение до 5 тыс. долларов в год затрат на лечение, оказание медицинских услуг; компенсация до 5 тыс.долларов в год на ребенка за детский сад; предоставление отсрочек по местным налогам.
Добровольные пожарные выходят на пенсию после 20 лет службы или при 5 годах службы и достижении 50-ти лет-него возраста. За дежурство в праздничные дни предоставля-ется дополнительно до 15 дней ежегодного отпуска.
Кроме того, добровольным пожарным США предостав-ляется ежегодный (дополнительный) отпуск при стаже в ДПО: менее 5 лет - 10 дней; от 5 до 10 лет - 15 дней; от 10 до 20 лет - 20 дней; 20 лет и более - 25 дней.
Страхование здоровья добровольного пожарного в штате Мериленд оценивается в сумме до 20 тыс. долларов в год. При гибели пожарного его семье выплачивается годовой оклад. Для членов пожарного союза предоставляется до 800 долла-ров в год за обучение.
Добровольные пожарные имеют право на федеральное пособие офицера общественной безопасности, которое обе-спечивает финансовую помощь членам семьи, в случае, если пожарный погибает при исполнении своих обязанностей.
Во Франции из 250 тысяч борцов с огнём лишь 50 тысяч (20 %) - профессионалы. Остальные – добровольцы. В больших городах, на которые приходится наибольшее число чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, их ликвидаци-ей занимаются профессионалы. В Париже и Марселе функ-
ция тушения по-жаров возложе-на на военизиро-ванные форми-рования, находя-щиеся в подчи-нении префекту-ры. А вот в про-винции основная «ударная сила» - добровольцы. Важно: местные пожарные поми-мо тушения по-жаров выполня-ют функции спа-сателей. Оказы-
вают помощь при ДТП, ожогах, отравлениях и др. Возрастной ценз французских добровольных пожарных - 16-55 лет. Здоровье у них проверяет медицинская комиссия. Они не должны иметь судимость. Добровольцы проходят спе-циальную подготовку - минимум 250-260 часов. Сдают экза-мены и только после этого с ними заключают контракт на пять лет. После этого добровольца включают в график дежурств,
который в предварительном порядке согласовывают с его на-чальством по основному месту работы. Добровольцы имеют право на отпуск в любое время года.
Начиная с 2008 года почасовая ставка вознаграждения до-бровольцев в спасательных операциях выглядит следующим образом:
Кроме того, во Франции добровольным пожарным пред-усмотрена прибавка к основной пенсии:
В Чехии основной законодательный акт, регулирую-щий пожарное добровольчество в стране - закон о противопо-жарной защите 1985 г.
Пожарные добровольцы организованы в гражданские ас-социации, которые являются аполитичными, действующими на основе собственных ресурсов и грантов.
Пожарные добровольцы являются членами доброволь-ческих формирований. Деятельность пожарных доброволь-цев финансируется из муниципального бюджета и правитель-ственных грантов через Министерство внутренних дел.
Основная цель ДПО Чехии - сотрудничество в различ-ных видах деятельности по созданию условий для эффектив-ной защиты жизни и здоровья граждан и собственности от пожаров, помощь при природных ЧС и других происшествиях, которые угрожают жизни, здоровью или собственности.
Число профессиональных пожарных составляет 10 000 человек, а добровольных – более 350 000.
Пожарные добровольцы полностью застрахованы как при выездах на тушение пожаров, так и в случаях, когда принима-ют участие в организованных мероприятиях.
Пожарные добровольцы в качестве компенсации получа-ют только возмещение заработной платы. Даже при тушении пожара, никаких специальных привилегий они не имеют.
Этой деятельности они посвящают своё свободное время. Обучение, а также средствами обучения добровольцев обеспе-чивает Противопожарная и спасательная служба страны. Техникой, имуществом и снаряжением чаще всего обеспечи-вают муниципалитеты, иногда за счет грантов правительства и собственных средств.
Добровольцы используют форму Противопожарной и спасательной службы страны, которую носят только при вы-ездах на пожары, в остальное время носят единый знак отли-чия.
Анализ деятельности добровольной пожарной охраны в ряде развитых стран мира позволяет сделать следующие вы-воды:
Анализ ряда законодательных актов, регламентирующих деятельность добровольной пожарной охраны зарубежных стран, показывает, что успешная деятельность добровольных пожарных формирований возможна лишь при наличии:
В России история развития пожарного добровольче-ства имеет свои существенные особенности и исторические
корни.
17 апреля 1918 г. В.И. Лениным был подписан декрет «Об организа-ции государственных мер борьбы с огнем».
Документ представлял собой пер-вый законодательный акт в истории России, в котором борьбе с пожар-ным бедствием придавалось общегосударственное значение. В нем предусматривалось осущест-вление комплекса «предупредительных и оборонительных мер»: разработка правил пожарной безопасности, подготовка специалистов пожарного дела, производства пожарной техни-ки и рациональное устройство пожарной охраны в стране.
Согласно Декрету в Республике учреждался Пожарный Совет, в обязанности которого входило руководство, объеди-нение, направление и развитие мероприятий по борьбе с ог-нем. Среди постоянных членов Совета были представители руководства Российского пожарного общества (РПО), народ-ных комиссариатов, страховых обществ, профсоюза пожар-ных и других организаций.
21 мая 1918 г. при проведении первого заседания Сове-та остро обсуждался вопрос об объединении пожарной охра-ны. 1 декабря в «Известиях» был опубликован декрет Сове-та народных комиссаров (СНК) об упразднении Комиссари-ата по делам страхования и борьбы с огнем, несмотря на то, что его кратковременная деятельность была плодотворной.
Дело борьбы с огнем передается в ведение Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), в составе которого создается Пожарно-Страховой отдел (ПСО). Объединение страхового и пожарного дела привело к самым пагубным последствиям для пожарного добровольчества.
В мае 1919 г. коллегией ПСО ВСНХ было принято реше-ние о прекращении деятельности Всероссийского доброволь-ного пожарного общества. В результате имущество, принад-лежащее Российскому пожарному обществу, было конфиско-вано и расхищено. Прекращен выпуск старейшего журнала «Пожарное дело» (первый номер издан в июне 1894 г.). Лик-видирован Центральный склад Общества, обеспечивающий необходимым пожарно-техническим имуществом пожарные части и дружины. Прекращена работа Курсов пожарных тех-ников (открыты 5 октября 1906 г.). Попытка П.К.Яворского и К.М.Яичкова организовать на базе Курсов Пожарный инсти-тут оказалась безуспешной (осуществлял подготовку специа-листов в 1919-1920 гг.). Издательская деятельность, освещаю-щая вопросы пожарного дела в Республике, была практически парализована.
12 июня 1920 г. СНК принято постановление № 100 «О сосредоточении пожарного дела в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД)». В результате был создан Централь-ный пожарный отдел (ЦПО) НКВД РСФСР.
10 июня 1921 г. постановлением Всероссийского цен-трального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК утверж-дено «Положение о НКВД РСФСР». ЦПО вошел в состав Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ). В гу-берниях и уездах пожарные подотделы были в составе отде-лов коммунального хозяйства.
В годы новой экономической политики произошло ожив-ление деятельности общества и добровольных пожарных дру-жин. 11 июля 1924 г. НКВД РСФСР утверждены Уставы для добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных обществ. Начался приток в ряды обществ и дружин рабочих, служащих и трудового крестьянства.
Уставами на добровольные пожарные общества городов и районов возлагались обязанности по организации и руко-водству всеми пожарными дружина-ми, их обучение, а также пропаган-да пожарно-технических знаний сре-ди населения. В области производ-ственной деятельности обществам разрешалось организовывать арте-ли трубочистов и водовозов, кузни-цы и другие предприятия, доходы от которых полностью направлялись на улучшение и развитие пожарного дела, на содержание добровольных пожарных дружин.
К 1929 г. в стране насчитывалось 19930 добровольных пожарных дружин. Организованное в 1934 г. в составе Союзного НКВД Главное управление пожар-ное охраны (ГУПО) стало проводить политику ограничения и свертывания деятельности добровольных пожарных обществ, передачу их техники, зданий и иного имущества профессио-нальной пожарной охране.
Положение усугубило принятие постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 22 марта 1940 г. №358, утвер-дившее новый «Типовой устав добровольного пожарного об-щества», согласно которому деятельность обществ резко огра-ничивалась только рамками городов и не распространялась на сельскую местность. Устав полностью исключал из сфе-ры деятельности обществ добровольные пожарные дружины, а вместо этого традиционного вида пожарного добровольче-ства предусматривалось иметь ячей-ки ДПО. Так была нарушена вековая традиция, в силу которой доброволь-ные (вольные) дружины являлись основой пожарных обществ России.
Активное восстановление пожар-ных обществ наступает после окон-чания Великой Отечественной вой-ны, когда организуется Министер-ство внутренних дел РСФСР, руко-водители которого (Н.П. Стаханов, В.П. Петушков) всемерно поддерживают развитие пожарной общественности во всех ее формах.
14 сентября 1957 г. Президиум Совета Министров РСФСР признал целесообразным организовать республиканские, кра-евые и областные добровольные пожарные общества. С этого времени начинается бурный рост пожарных обществ и значи-тельно активизируется участие в их работе служащих, колхоз-ников и населения по месту жительства.
В некоторых городах и рабочих поселках активисты об-ществ стали дежурить в городских пожарных командах, по-полняя малочисленный состав боевых расчетов на пожарных автомобилях. Многие общества осуществляли шефство над сельскими дружинами, оказывая им помощь в боевой и про-филактической работе. Производственная противопожарная деятельность этих недавно возникших обществ ограничивалась зарядкой огнетушителей и очисткой дымоходов от сажи.
14июля 1960 г.
Советом Министров РСФСР было принято Постановление об ор-ганизации ВДПО.
В советское время добровольная пожарная охрана сохра-нилась как самостоятельный вид пожарной охраны, охраняю-щий от пожаров населенные пункты в сельской местности и предприятия.
За 80 лет советской власти нормативная база ДПО неод-нократно менялась. Но менялась она только в сторону совер-шенствования. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачива-ли поощрения, их страховали. В момент распада Советско-го Союза на предприятиях, в том числе сельскохозяйствен-ных, были добровольные пожарные дружины, которые созда-вались руководителями и успешно функционировали. У них была выездная техника, они прикрывали отдаленные от рай-центров населенные пункты и являлись бесценными помощ-никами профессиональной пожарной охраны.
Ранее в Советском Союзе этими формированиями ликви-дировалось до 15% от всех происходящих пожаров.
С распадом Советского Союза и изменением законода-тельства все льготы для добровольцев были упразднены, раз-валились колхозы и совхозы, соответственно постепенно фак-тически сошла на нет роль и численность добровольных по-жарных.
В переходный период значительно сократилось количе-ство подразделений и ресурсы ДПО. Количество пожарных депо уменьшилось в 6,8 раз, пожарной техники уменьшилось почти в 7,5 раз. Такие негативные тенденции сказались на по-казателях оперативной работы ДПО. Так, количество выездов на тушение пожаров уменьшилось в 4 раза, количество поту-шенных пожаров - в 10 раз. Более чем в 4 раза сократилось ко-личество спасенных при пожарах людей.
На территории Российской Федерации сейчас имеется 12 661 подразделений добровольной пожарной охраны, об-щей численностью 70 110 человек. На вооружении у них на-ходится около 5737 единиц пожарной техники и около 6224 приспособленной техники. С начала 2010 года пожарными дружинами самостоятельно потушено около 3,4% пожаров. В 2010 году, еще до событий июля-августа, добровольные по-жарные дружины принимали участие в качестве дополнитель-ных сил в тушении 15,8% пожаров.
Анализ деятельности добровольной пожарной охраны России показывает, что для эффективного тушения пожаров, особенно в пожароопасные периоды, необходимо оснастить её подразделения современными видами пожарной техники и пожарно-технического вооружения.
Поэтому, для исправления создавшегося положения в сфере обеспечения пожарной безопасности страны по пору-чению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации был разработан и 3 декабря 2010 года внесён в Государственную Думу проект федерального закона «О добровольной пожарной охране».
Основания разработки законопроекта
Поручение Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № Пр-2817
Поручение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № ИШ-П4-6268
Структура проекта федерального закона «О добровольной пожарной охране»
Глава 1. «Общие положения»: даны основные понятия, применяемые в целях настоящего Федераль-ного закона, определены предмет регулирования Федерального закона, основные принципы создания и дея-тельности добровольной пожарной охраны, правовая основа создания и деятельности общественных объеди-нений добровольной пожарной охраны, а также область взаимодействия государства и добровольной пожар-ной охраны.
Глава 2. «Организация деятельности добровольной пожарной охраны»: приведены организационно-правовые формы общественных объединений пожарной охраны, установлены задачи добро-вольной пожарной охраны, определены члены и участники общественных объединений пожарной охраны, личный состав добровольной пожарной охраны, порядок финансового и материально-технического обеспече-ния деятельности добровольной пожарной охраны, состав и порядок формирования имущества подразделе-ний добровольной пожарной охраны.
Глава 3. «Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных»: установлен порядок регистрации добровольных пожарных, определены права и обязанности добровольных пожар-ных и работников добровольной пожарной охраны, порядок материального стимулирования деятельности до-бровольных пожарных, установлены порядок страхования добровольных пожарных и работников доброволь-ной пожарной охраны, компенсации и льготы добровольным пожарным, определен объем социальной защиты членов семей добровольных пожарных.
Глава 4. «Организация службы добровольной пожарной охраны»: определены режим несения службы добровольными пожарными и работниками добровольной пожарной охраны, порядок подготовки до-бровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, порядок привлечения подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ.
Основные понятия, применяемые в целях настоящего федерального закона
Добровольная пожарная охрана (ДПО) – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объе-динений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) ту-шении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Добровольная пожарная дружина (ДПД) - территориальное или объектовое подразделение добро-вольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на во-оружении мобильных средств пожаротушения.
Добровольная пожарная команда (ДПК) - территориальное или объектовое подразделение добро-вольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на воору-жении мобильные средства пожаротушения.
Работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом – общественным объединением пожарной охраны.
Статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъек-тов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, либо положением о добровольной пожарной команде или доброволь-ной пожарной дружине.
Структура добровольной пожарной охраны
Льготы и компенсации добровольным пожарным
Предлагается ввести:
Добровольным пожарным добровольных пожарных ко-манд (дружин) предлагается установить:
Добровольным пожарным территориальных подразделе-ний добровольной пожарной охраны:
Заключение
Проект федерального закона «О добровольной пожарной охране» определяет общие организационно-правовые, эко-номические и социальные основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между орга-нами государственной власти, органами местного самоуправ-ления, общественными объединениями пожарной охраны, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.
Законопроект устанавливает права, обязанности и ответ-ственность добровольных пожарных, определяет основы го-сударственной политики в области правовой и социальной за-щиты добровольных пожарных, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в предупреждении и ту-шении пожаров, проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, и членов их семей.
Данный законопроект основан на принципах гармониза-ции и унификации норм права, что позволяет ему органично вписаться в существующую правовую систему и дает возмож-ность при регулировании правоотношений в области органи-зации деятельности добровольной пожарной охраны приме-нять по аналогии нормы права действующего законодатель-ства, регулирующие сходные правоотношения.
Принятие Федерального закона «О добровольной пожар-ной охране» позволит возродить и повысить роль доброволь-чества в обеспечении пожарной безопасности, решая тем са-мым задачи по защите граждан, общества и государства от по-жаров в населенных пунктах сельской местности России.
Приложение 1
Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»
Принят Государственной Думой в третьем чтении 20.04.2011 г.
Одобрен Советом Федерации 27.04.2011 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О добровольной пожарной охране
Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы соз-дания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии дея-тельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных по-жарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами го-сударственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) добровольная пожарная охрана – социально ориентированные обще-ственные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляют-ся в соответствии с принципами:
Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, международные догово-ры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Россий-ской Федерации и муниципальные правовые акты.
Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обе-спечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддерж-ку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Феде-рации и муниципальными правовыми актами.
Глава 2. Организация деятельности добровольной пожарной охраны
Статья 6. Общественные объединения пожарной охраны
1) общественная организация;
2) общественное учреждение.
Статья 7. Общественная организация пожарной охраны
Статья 8. Общественное учреждение пожарной охраны
Статья 9. Задачи добровольной пожарной охраны
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожар-ной безопасности являются:
Статья 10. Личный состав добровольной пожарной охраны
Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности до-бровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоу-правления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Имущество добровольной пожарной охраны
Глава 3. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных
Статья 13. Регистрация добровольных пожарных
Статья 14. Права работников добровольной пожарной охраны
Статья 15. Обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных
На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожар-ных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной коман-ды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объекто-вой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены следующие обязанности:
6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожар-ной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.
Статья 16. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных
Статья 17. Страхование добровольных пожарных
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, при-влекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных по-жарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помо-щи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожар-ных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на пери-од исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.
Статья 18. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным
ки, определяются учредительными документами территориальных подразде-лений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добро-вольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и про-ведении аварийно-спасательных работ.
Статья 19. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных
Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника доброволь-ной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.
Глава 4. Организация службы добровольной пожарной охраны
Статья 20. Несение службы работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными
Статья 21. Подготовка работников добровольной пожарной охраныдобровольных пожарных
Статья 22. Привлечение подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ
Президент Российской Федерации Д. Медведев
Москва, Кремль
6 мая 2011 г., № 100-ФЗ
Приложение 2
Нормы оснащения подразделений добровольной пожарной охраны РФ средствами связи и пожарной техникой
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Добровольная |
Добровольная пожарная |
||
материально- |
|
|
пожарная |
|
команда |
|
технических |
|
|
дружина |
|
|
|
средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средства связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стационарные УКВ |
штук |
1 |
На каждое |
|
На каждое |
|
радиостанции типа |
|
|
подразделение |
|
подразделение |
|
Р-101, GM-300, 340, |
|
|
|
|
|
|
360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Автомобильные |
штук |
1 |
|
На каждый пожарный |
||
УКВ радиостанции |
|
|
|
|
автомобиль |
|
типа Р-201, GM- |
|
|
|
|
|
|
300, 340 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Носимые УКВ ра- |
штук |
4 |
На каждое |
На каждый пожарный |
||
диостанции типа |
|
|
подразделение |
|
автомобиль |
|
Р-302, SP-140, GM- |
|
|
|
|
|
|
160 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Телефонные аппа- |
штук |
3 |
На каждое |
|
На каждое |
|
раты |
|
|
подразделение |
|
подразделение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарядные устрой- |
компл. |
1 |
на 4 радио- |
на 4 радиостанции |
|
|
ства к переносным |
|
|
станции |
|
|
|
радиостанциям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пожарная техника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Пожарные автоци- |
ед. |
1 |
|
В административных районах |
||
стерны тяжелого |
|
|
|
субъекта РФ и на объектах с |
||
типа |
|
|
|
противопожарным водопро- |
||
|
|
|
|
водом, |
не обеспечивающим |
|
|
|
|
|
водоотдачу для тушения рас- |
||
|
|
|
|
четного пожара, или с отсут- |
||
|
|
|
|
ствием |
разветвленной |
сети |
|
|
|
|
пожарных гидрантов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пожарные автоци- |
ед. |
1 |
|
В административных |
райо- |
|
стерны среднего |
|
|
|
нах субъекта РФ и на объек- |
||
типа |
|
|
|
тах со зданиями не выше трех |
||
|
|
|
|
этажей, |
с противопожарным |
|
|
|
|
|
водопроводом, обеспечиваю- |
||
|
|
|
|
щим водоотдачу для тушения |
||
|
|
|
|
расчетного пожара, или с на- |
||
|
|
|
|
личием |
разветвленной |
сети |
|
|
|
|
пожарных гидрантов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55
Приложение 3
Нормы обеспечения добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты и снаряжением
Наименование предмета |
Количество |
Срок носки в |
|
предметов на одного |
годах |
|
человека |
|
|
|
|
|
Одежда |
|
|
|
|
Боевая одежда пожарного |
1 комплект |
2 года |
(включает куртку и |
|
|
брюки со съемными |
|
|
теплоизолирующими |
|
|
подстежками) |
|
|
|
|
|
Средство индивидуальной |
1 пара |
2 года |
защиты рук пожарных |
|
|
(рукавицы) |
|
|
|
|
|
Защитная обувь пожарных |
1 пара |
2 года |
кожаная |
|
|
|
|
|
Защитная обувь пожарных |
1 пара |
1 год |
резиновая |
|
|
|
|
|
|
Снаряжение |
|
|
|
|
Каска пожарная |
1 штука |
5 лет |
|
|
|
Пояс пожарный |
1 штука |
5 лет |
спасательный |
|
|
|
|
|
Карабин пожарный |
1 штука |
бессрочно |
|
|
|
Топор пожарный |
1 штука |
бессрочно |
|
|
|
Кобура для пожарного |
1 штука |
1 год |
топора |
|
|
|
|
|
Подшлемник шерстяной |
1 штука |
2 года |
|
|
|